Российская Федерация более не нуждается в профессиональном филологическом образовании?

Гуманитарное образование, как известно, обращено к человеку, к его интеллектуальной и эмоциональной сфере, к глубокому осознанию личностью собственного жизненного предназначения и своей социальной позиции.

Российская Федерация более не нуждается в профессиональном филологическом образовании

Однако именно оно у нас с некоторых пор находится на весьма низком уровне, и не случайно. Современное российское образование все более ориентируется на практику, социальный и производственный заказ, приобретая, по сути, прикладной характер. Прямым следствием этого становится все большая специализация и профилизация образования, которую мы наблюдаем буквально на всех образовательных ступенях, от начальной школы до магистратуры. Подобный подход озвучивался уже не раз, притом на самом высоком уровне. Уже давно мы слышим, что образование, особенно высшее, должно самоокупаться, что оно должно быть «адресным» и исключительно целевым, что предприятия и фирмы сами должны подбирать и готовить себе специалистов. К сожалению, такой прагматизм, в некоторых случаях оправданный, распространяясь на всю систему народного образования, ведет всего лишь к самоустранению (в первую очередь, финансовому) государства из этой сферы, что, конечно, исключительно удобно с экономической точки зрения.

Однако подобная модель образования, созданная в тяжелый для страны период форсированных экономических реформ и финансовых трудностей, совершенно неприемлема для богатого и развитого государства, решающего не сиюминутные задачи обыкновенного выживания, а заботящегося о будущем подрастающего поколения. По ней выходит, что государству и обществу требуются только узколобые специалисты-«целевики», и школьника нужно уже чуть ли не начальных классов готовить к какой-то определенной профессии. Здесь совершенно не учитывается, что многие отрасли образования, в том числе и высшего, просто не могут существовать без государственной поддержки, как например, фундаментальная наука, совершенно заброшенная за годы Перестройки и экономической нестабильности. Гуманитарное образование, которое также, по сути своей, не может быть утилитарным, поскольку ориентировано на «вечные» ценности, в результате оказывается «за бортом» рыночных отношений, все более подчиняющих себе постсоветскую систему образования. Чиновники от образования оправдывают данную ситуацию «жесткими условиями рынка», в которых мы живем и острой конкуренцией в сфере образовательных услуг. Однако ли применимы ли эти критерии к гуманитарному знанию в принципе?

В самом деле, насколько конкурентоспособен сейчас филолог или историк на рынке труда и может ли он соперничать, например, с инженером-механиком или системным администратором? Где может быть востребован профессиональный филолог в современных рыночных условиях? Практика показывает, что спрос в данный имеют в основном прикладные филологические специальности, связанные со знанием иностранных языков (переводчики). Очевидно, что рынок труда для специалистов-филологов постоянно сужается, особенно в провинции. Здесь выпускник филологического факультета может устроиться в лучшем случае журналистом, в худшем – корректором или секретарем. Еще одна, последняя, и в последнее время уже традиционная ниша для трудоустройства выпускников-гуманитариев – сама сфера образования, как школьного, так и вузовского. Таким образом, получается, что гуманитарное образование как бы самозамыкается на себе, превращаясь в некую закрытую элитарную систему. Но и здесь уже спрос явно превышает предложение. Количество вакантных рабочих мест подобного профиля неизменно сокращается, как сокращается и количество часов на изучение дисциплин гуманитарного цикла. На школьном уровне страдают, прежде всего, литература и русский язык, и это притом, что ЕГЭ по русскому языку – является сегодня обязательным условием получения аттестата и поступления во все высшие учебные заведения страны.

Значит ли это, что наше государство на данном этапе больше не нуждается в профессиональном филологическом образовании? При нынешнем катастрофическом уровне падения гуманитарного уровня населения или, проще говоря, элементарной безграмотности – такой вывод был бы проблематичным. И, тем не менее, сейчас мы наблюдаем открытое вытеснение гуманитарного образования из школьной и вузовской программ при внешне декларируемой через СМИ заинтересованности государства в его развитии.

На этом фоне преподаватель – филолог, историк и обществовед – сталкивается со сложнейшей задачей: как при всеобщей невостребованности гуманитарного образования сделать из творчески одаренного в филологическом плане ученика конкурентоспособную в рыночных условиях личность, способную обеспечить себе и своей семье достойный уровень жизни, не зарывая при этом свой талант в землю. Данная задача еще более усложняется в провинции, где отдаленность от культурных центров, по сути, лишает начинающего литератора или журналиста шанса найти работу по специальности. Но здесь на помощь неожиданно приходят новые информационные технологии, и, прежде всего, Интернет, который, благодаря своим уникальным коммуникационным качествам (если грамотно их использовать), стирает не только пространственные границы между центром и периферией, но и дает возможность молодому филологу – студенту, или просто хорошо пишущему сочинения старшекласснику заработать реальные деньги литературным трудом, а впоследствии, возможно, найти высокооплачиваемую работу по своей специальности.


  • 1 сентября идем в школу

  • 14 февраля день влюбленных — меняем внешность

  • Заявление на материнский капитал

  • Как правильно подобрать духи

  • История успеха

  • Как довести любимого до загса

  • Шоколадная диета

  • Окрашивание техникой Ombre (омбре) дома